Отучиться в Англии и возглавить в Беларуси банк. История Константина Церетели

Проекты • Алиса Петрова

Типичная история успеха банковского СЕО – учеба в экономическом вузе, работа клерком в банке, и – дальше вверх по карьерной лестнице. У гендиректора Белорусского народного банка Константина Церетели все было не так. Он родом из Грузии, учился в Англии по программе Chevening на курсе (!) богословия. Константин рассказал KYKY, как хорошее академическое образование открывает любые двери.

Константин переехал в Беларусь в 2009 году – до этого он жил и работал в Грузии. По программе Chevening в 1998-99 годах проходил курс богословия, византинистики. Тогда не было обязательного условия возвращаться в свою страну, но Константин поехал назад в Грузию, потому что у него была семья – нужно было её обеспечивать.

На программу Chevening Константин попал почти случайно. В 27 лет он учился в аспирантуре в Грузинском университете. Встретился на открытой лекции с профессором и епископом из Оксфорда, а они, в свою очередь, познакомили его с будущим тьютором в Оксфорде, Митрополитом Каллистом. Тот и предложил заполнить заявку на учебу в Оксфордском университете по стипендии.

Учеба в Оксфорде: организованность, свобода мысли и уважаемый наставник

Первые впечатления Константина по приезде в Оскфорд – все было очень организовано. «Я оказался в удивительном студенческом городке. Жил в кампусе моего же колледжа – St Stephen's House – с людьми, которые в будущем собирались стать священниками. В кампусе в основном проживали британцы, но было и несколько приезжих: чех, японец и болгарин. Позже колледж предоставил мне бесплатную квартиру – я должен был оплачивать только коммунальные расходы. У меня была возможность привезти семью на пять-шесть месяцев».

Константин Церетели, фото: Telegraf.by

Константин посещал общие лекции и параллельно занимался с тьютором, Митрополитом Каллистом. Это был англичанин старше 60 лет, православный владыка. Каллист «со своим британским акцентом» умел просто и четко рассказывать о сложных вещах. «Иногда, читая мою работу, он делал паузу – у меня было ощущение, что он спит. На самом деле, он или молился, или думал. Но ничего не пропускал и помнил все детали. Я приезжал к нему домой – везде были книги. Это было отдельное впечатление – попадать в академический и духовный мир, где даже запах книг перемещал тебя в другой мир. Под его авторством есть несколько известных книг».

Как общаются стипендиаты Chevening в Оксфорде

Плюсом учебы была и студенческая жизнь. «Я общался с людьми из Грузии, России, Болгарии, Чехии, Греции, Венгрии, Канады, Италии. У меня была активная жизнь: вечеринки, знакомства, походы в пабы, вечеринки, пантинг, футбол. Бывало, играли даже на улицах, ночью после вечеринок. Профессура это нормально воспринимала. Будущие священники также и выпивали, и в футбол играли, и нормально развлекались. Но все было в меру, в рамках приличия».

Кроме того, студенты общались с профессорами: могли пойти с ними в паб, выпить пива, поиграть в футбол. Константин рассказал, что его даже взяли в команду колледжа по футболу – тренером был один из профессоров.

Константин в Великобритании не особенно сталкивался с трудностями. Даже наоборот – «культурный шок» случился по возвращении домой в Грузию. Там был совсем другой темп жизни. Да и найти работу оказалось не так просто.

Как филолог, изучавший богословие, попал в финансовую сферу

Защитив работу по Chevening в своем университете в Грузии, на филологическом факультете, Константин получил предложение о работе. «Тогда она оплачивалась в размере $14 в месяц. Я был польщен, конечно. Но понял, что на эти деньги невозможно жить и надо что-то менять», – вспоминает он.

Фото: Philip-Lorca diCorcia

В финансы Константин пришел случайно. После Оксфорда он устроился в международную организацию, которая занималась в том числе поддержкой малого и среднего бизнеса. За два года Константин быстро продвинулся по карьерной лестнице: стал менеджером программ. Через два года он ушел – его пригласили в финансовую организацию заместителем директора. За время его работы число центров обслуживания выросло от нескольких штук до 25 – в впоследствии организация стала банком. Через три года Константина пригласили работать в Банке Грузии. И он принял предложение.

«Мой пример показал – неважно, что ты изучал: богословие, византинистику, историю, литературу, химию или физику. Хорошее академическое образование можно применить в разных сферах.

Это доказывается и на примере многих моих знакомых и друзей, которые в то же время получили, например, историческое образование, а сейчас работают директорами финансовых учреждений», – говорит Константин Церетели.

«Беларусь я полюбил. Она удивительная»

В Беларусь наш собеседник приехал в 2009 году. До этого возглавлял направление розничного бизнеса в Банке Грузии. В конце 2008 этот банк купил Белорусский народный банк. Константину предложили изучить потенциал беларуского рынка и разработать стратегию развития банка. Изначально он должен был приехать на год, но, как говорится, «нет ничего более постоянного, чем временное».

«Я всегда брался за проекты, которыми никто не хотел заниматься, но в итоге они всегда реализовывались. Это мне помогло прийти и в Беларусь в том числе. Сюда мало кто хотел ехать. Но вот я здесь и очень рад этому выбору», – говорит Церетели.

Сейчас Константин живет в Минске со своей семьей. Его старшие дети учатся в университетах, младший сын – в школе. «Миссии у меня нет. Моя единственная задача – выстроить бизнес качественно, который принесет отдачу акционерам, чтобы регулятор (то есть Нацбанк) не волновался, и чтобы мы помогали малому и среднему бизнесу, который является столпом развития экономики. Я считаю, что это реальное будущее этой страны».

Про Беларусь генеральный директор Народного банка отзывается очень тепло. Константин говорит: «Беларусь я полюбил. Она удивительная. Здесь уникальная природа, хорошие и добрые люди. Но все же присутствует отпечаток Советского Союза, например, какие-то институты – бюрократический аппарат того формата ещё существует.

Фото: Erwin Olaf

В Грузии столько контролирующих органов не найдешь. Но на фоне этого есть удивительные организации, которые создают будущее страны. Молодые беларусы могут работать на благо страны, продвигать ее бренд, знакомить со всем миром. А это – как раз задача тех, кто учится, ездит по Chevening или другим программам. Предыдущее поколение обеспечила стабильность и спокойствие. По сути все есть – поприще ваше».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Красива как пума. Почему девушки KYKY занимаются спортом

Проекты • редакция KYKY

За последний год редакция так «оспортивилась», что вечерами мы в общем чате обсуждаем, кто сколько раз смог отжаться, кого в спарринг поставили со 100-килограммовым великаном, а кому удалось сесть на поперечный шпагат. Мы носим кеды в гламурные места и готовы пропагандировать ЗОЖ всему городу прямо в винных барах, а потому новая линейка бренда спортивной одежды Puma – лучший способ мотивировать минское общество полюбить себя. Что сделать без спорта невозможно.