«Чучхе», атомное оружие, культ вождя, перебои с электроэнергией. Пять причин поехать в Северную Корею

Проекты • Катя Котенева
Говорят, что Северная Корея – это последний на Земле островок трушного коммунизма, утопия стабильности, в которой невозможен ни ИГИЛ, ни «цветная революция». Ах да, там еще, вроде, евреев нет. Но все это слухи и домыслы. Совсем скоро из Минска в Пхеньян полетит особый, единственный в своем роде самолет, где для белорусов выделено целых 50 билетов.

Проверить, что сегодня на самом деле происходит в «Стране утренней свежести» – квест, к которому нужна особая подготовка, стальные нервы, пытливый ум и склонность к авантюрам. Напомним, что «открывателей» современной Кореи история знает не так много: Артемий Лебедев, вот, смог, отвязные безумцы из VICE - смогли. В мае кому-то из Беларуси тоже предоставится такая возможность. Предвкушая, мы решили разобраться и протестировать, что же такое КНДР – живодерня или инкубатор куриц, несущих золотые яйца? Благо мы в познании граней и кругов стабильности собаку съели.

1-я причина. Душевнее, чем на «Дожинках»

В КНДР невозможно приехать дикарем. Также здесь категорически запрещено свободно перемещаться по территории. Табу это распространяется даже на Эрика Талмэджа (The Associated Press) – единственного западного репортера, которому сегодня официально позволено работать в Северной Корее. Вступил ли Эрик в сделку с правительством? Вероятно. Но надо признать – долгое время он был единственной ниточкой между КНДР и миром. К обычным туристам здесь в пару ставят «русскоязычного гида». Эти бравые ребята смотрят, чтобы вы ненароком не свернули с запланированной тропы в трущобы. Все во имя безопасности, вы же понимаете. Туристы, окруженный такой заботой, убегать не рвутся. Разве что американец Мэтью Миллер порвал свой паспорт на границе и не давал впихнуть себя в самолет. Требовал, чтобы его (Мэтью) посадили в местную тюрьму. Северокорейцы пошли на встречу и приговорили весельчака к шести годам трудовых лагерей за «враждебный акт» на границе. Журналист VICE вместо порванного паспорта использовал алкоголь и караоке. Таким образом он пытался подружиться с местными чиновниками и получить свободный доступ на киностудию в Пхеньяне. И тоже по нулям.

2-я причина. Отточить актерское мастерство

Попасть в Северную Корею – значит подписаться под всеми правилами и запретами этой страны. Вы принимаете, что Ким Ир Сен и Ким Чен Ын – выше неба и звезд. Принимаете, что впредь обязаны в пояс кланяться статуям вождей, возлагать цветы (не разгибая спины) у подножья памятников. Обращайте внимание на детали. Например, складывать фото Ким Чен Ына на сгибе газеты – нельзя. А вот смеяться, ликовать и всячески восхвалять вождя КНДР на празднике – нужно обязательно. Поговаривают, что тем, кто грустит, устраивают знатное веселье в трудовых лагерях. Поэтому считается, что каждый житель КНДР умеет плакать и смеяться, когда прикажут.

Вождь в стране – фигура ключевая. Везде, где он ступил на землю, сел или чихнул, если не сыпятся, как из копытца волшебной антилопы, драгоценные монетки, то нет-нет, а появится мемориальная табличка: «здесь был САМ». Так, в пхеньянской киностудии целый зал занимает гигантская каменная плита, на которой выбиты все киносцены, в которых поучаствовал Ким Чен Ын (кивнул, зашел, покашлял). Счет «достижений» идет на тысячи. Ким Чен Ыну также приписывается изобретение гамбургера, более 1500 книг и шесть опер.

3-я причина. Стать свидетелем реформ

Раньше все телефоны отбирали на границе вместе с паспортом. В 2013 году власти разрешили туристам привозить с собой мобильники. Радоваться не торопитесь: разговоры по ним между иностранцами и местными жителями запрещены. Запрещено так же фотографировать военнослужащих и любые объекты, даже отдаленно имеющие отношение к обороне (аэропорты, мосты, акведуки, базы, порты и т.д.). Официально запрещен въезд в страну журналистов, фотографов и телеоператоров.

4-я причина. Попробовать член морского котика

В 2013 году международные масс-медиа короновали Северную Корею, объявив Меккой для любителей марихуаны. Как оказалось – зря. Действительно, травка в КНДР долго применялась как лекарственное растение и не входила в список запрещенных. Власти особо не напрягались – наркотрафик дает хорошую прибыль, а сам продукт – лояльность населения. Однако сегодня, как утверждают корреспонденты The Guardian, «власти КНДР делают ставку на метамфетамины». Мы смотрели «Во все тяжкие» и знаем, почему: мет дешев, его изготовление не требует особых знаний. Кроме того, он очень бодрит уставших или голодных (до тех пор, пока они основательно не подсядут и не умрут, конечно).

Говорят, что среди высокоуважаемых жителей среднего возраста, мет также используется как обезболивающее. Что касается алкоголя, что самым распространенным считается «соджу» и еще один очень своеобразный напиток, который по утверждению журналистов The Guardian похож по вкусу «на член морского котика». Этот домашний алкоголь изготавливают самым примитивным способом: кукурузу, фрукты или женьшень оставляют бродить в бутылке или банке, которую прячут под грудой одежды для поддержания тепла.

5-я причина. Научиться любить историческое наследие

У каждого есть свой список больших достижений. Беларусь, например, горда тем, что все великие люди родились тут. Начиная от Люиса Майера и Шагала и заканчивая Шурой из Би-2. У КНДР есть свой список великих достижений. Например, успехи в футболе. Футбольный стадион в Пхеньяне вмещает 150 тысяч человек – туда влезет все население города Мозырь, и еще останется место для Ивацевичей. Кроме того, последний Чемпионат мира по футболу (если верить северокорейским источникам) выиграли именно северокорейцы, обыграв сборную Бразилии со счетом 8:1. Еще один блистательный факт: в 2012 году ученые КНДР заявили, что нашли останки единорога. Останки эти, мол, датируются 918-1392 годами нашей эры. После этого лидера нации стали часто изображать сидящим на том самом единороге. Шутить с корейцами на эту тему не стоит. Говорят, туристов они не казнят, но как знать.

Что делать, чтобы попасть в КНДР?

Чтобы попасть в КНДР, проверьте благонадежность своей визовой истории: если в вашем паспорте уже есть визы, упаси господи, Южной Кореи – «сразунет». Американская виза может вызвать вопросы, но если вы готовы платить – добро пожаловать. Будьте также готовы к тому, что на все время пребывания в стране у вас отберут паспорта. Вернут только в последний вечер перед вылетом.

Туристов запускают в один из бараков посменно — сначала группу с одной стороны, потом с другой. Где песочек — Северная Корея, я формально стою в Южной. (Источник: блог Артемия Лебедева)

Для белорусов, ближайший и единственный прямой рейс в КНДР – в мае следующего года. Из Минска в Пхеньян вылетит борт с 135 пассажирами.

Как утверждают в компании «Мерлинтур», которая организовывает поездку, экипаж будет состоять сплошь из фанатов-авиаторов (они будут бороздить КНДР по своей программе на старых-старых самолетах, у всех свои забавы). На Беларусь осталось 50 билетов. Для того, чтобы попасть на этот борт, нужно заполнить анкету для участия и отправить на автоматический адрес. Потом – с 9 по 16 декабря – пройти собеседование в офисе фирмы. Если окажетесь годными – пугающая и противоречивая Северная Корея приоткроет для вас свои воротца.

Независимые эксперты сообщают о том, что в КНДР все меняется быстрее, чем нам здесь кажется. Вполне вероятно, вы станете одним из последних свидетелей хрестоматийной северокорейской утопии.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как делают виски в ирландской деревне Тулламор

Проекты • Саша Романова

Представьте на минутку, что Туровский молочный комбинат собрал журналистов со всего мира, чтобы показать, как они делают белорусскую моцареллу. Круто, да? Саша Романова съездила в Ирландию на завод, который готовит виски Tullamore D.E.W, сфотографировалась в цехах и подписала бочку с виски именем kyky.org.