27 августа 2018, 13:40

У Минского тракторного завода есть история, которая тянется с 90-х годов. Долгие попытки что-то исправить и непонятное поведение руководства завода привело к тому, что МТЗ сейчас должен пять миллионов долларов американской юридической компании Suraleb, а торговые марки МТЗ и Belarus арестованы в США, Литве, Канаде и Румынии. Расследование провела «Наша Нiва». 

С чего все началось

МТЗ с 90-х годов продавал тракторы на американский и европейский рынки не через свое представительство, а с помощью фирм Belarusian Equipment of Canada Limited (BEC, Канада) и Belarus Machinery Inc. (BMI, США). Эти фирмы на 100% и 90% соответственно принадлежали российским компаниям. Больше десяти лет МТЗ поставлял им тракторы без оплаты, чтобы те их продавали. В итоге в январе 1999 года BMI задолжал беларуской компании 28,5 миллионов долларов, а BEC три миллиона плюс 9,5 миллионов канадских долларов.

МТЗ начинает процедуру банкротства ВЕС, но те в ответ выставляют иск о некачественной продукции. Беларуская компания обращается к американской Suraleb Inc. – «юридическим коллекторам». Те выставляют условия, что заберут себе от 12 до 50% в зависимости от общей суммы. МТЗ соглашается.

За полтора года Suraleb выбивает из россиян часть долгов в виде техники и имущества. Общая сумма взысканного – почти 20 миллионов долларов, из которых Suraleb хочет забрать 4,4 миллиона.

По неизвестным причинам МТЗ не забирает взысканное имущество. Американцы пытаются переписками и давлением заставить беларусов оплатить услуги, но те игнорируют. В 2003 году Suraleb обратился в Стокгольмский арбитраж – это суд, который, согласно договору между МТЗ и Suraleb, должен разбираться в их отношениях при спорах.

Американцы требуют, чтобы МТЗ оплатил задолженность и пеню, а также возместил юридические расходы. Суд длится несколько лет, и МТЗ проигрывает. Суд немного корректирует запросы американцев, делая перерасчет взысканного и, соответственно, награды.

С учетом частично погашеного долга (за счет проданного имущества МТЗ в США) остается 2,1 миллиона долларов долга перед американцами. Также беларускую компанию обязывают заплатить 340 тысяч в качестве пени, 987 тысяч за услуги юристов и 1,2 миллиона шведских крон на судебные издержки – всего около 3,5 миллионов долларов. МТЗ отказался платить. 

Через несколько месяцев решение суда признается в США, чуть позже – в Румынии и Канаде. МТЗ долго избегал исполнения решения, но американцы продолжали давить и в прошлом году – в июне 2017 года – решение шведов признается и в Литве. Те не стали терять время и сразу начали процесс принудительного исполнения. 

Что происходит сейчас

В Литве, Канаде, США и Румынии арестованы все активы МТЗ. Филиал завода прекратил свою деятельность в Литве, его имущество пойдет с молотка, любая техника в собственности МТЗ будет конфискована в пользу Suraleb при попытке въехать на территорию упомянутых стран. Также арестованы авторские права и знаки – торговые марки «Беларус» и «Belarus» находится под «временным ограничением прав».

В мае 2018 года литовский суд начал исполнять постановление канадского суда в Онтарио и обязал МТЗ оплатить юридические расходы и в этой стране, а там немалая сумма – почти 400 тысяч долларов. Из-за проблем с торговыми знаками «МТЗ» и «Беларус» у завода проблемы с поставками техники в другие страны Евросоюза. «Наша Нiва» утверждает, что юристы американской компании собираются продвигать признание шведского арбитража в других странах ЕС. На сегодня долг МТЗ составляет около пяти миллионов долларов.

По словам юриста компании Suraleb в Литве Эгидиюса Маркюнаса, «в 2016 году стороны предварительно договорились о мировом соглашении, но по неизвестным причинам МТЗ отказался подписывать его. Почему беларуский завод решил продолжить судебные разбирательства, мы не знаем. В связи с последующими судебными решениями сумма, которую должен был оплатить МТЗ, почти удвоилось и продолжает расти. Сейчас процесс взыскания долгов перешел на ту стадию, когда судебные приставы на аукционе будут продавать активы МТЗ: торговые знаки «Belarus» и «МТЗ», дебиторские задолженности и прочие активы».

Также он рассказал, что «в Америке в пользу Suraleb inc. продали недвижимость МТЗ. Торговый знак MTZ и BELARUS в Америке контролирует Suraleb inc.». Литовскими приставами торговые знаки арестованы на уровне WIPO – Всемирной организации интеллектуальной собственности. МТЗ обжаловал их действия. Если суд отклонит жалобу беларусов, то процесс эти марки пойдут на аукцион.

Журналисты обращают внимание, что правительство в курсе ситуации – в 2015 году выходило постановление №1235 от 23 декабря «О некоторых вопросах наращивания и диверсификации экспорта и услуг». Про МТЗ там есть следующее: «Провести переговоры с юридическими фирмами по заключению сделки о представлении интересов МТЗ для окончательного разрешения ситуации в отношениях с компанией «Суралеб», а также «проработать вопросы наращивания тракторов на американский рынок». Также МТЗ предписывалось «восстановить репутацию в Китае». 

Насколько для МТЗ чувствительны пять миллионов долларов? В 2015 году завод был полностью убыточным предприятием, но в 2017 он работал с чистой прибылью в почти 34 миллиона. Правда, на начало 2018 года за заводом оставались астрономические долги –долгосрочные обязательства по кредитам и займам составляли 511 миллионов рублей. Такие данные приводило издание «Белорусы и рынок».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме