22 июня 2018, 16:39

С 27 июня ставка рефинансирования в беларуси будет снижена с 10,5 до 10% годовых – это рекордное снижение за последние десять лет. Чтобы разобраться, какие риски и бонусы подарил таким образом беларусам национальный банк, мы задали простые вопросы финансовому консультанту Teletrade (ООО «Телетрейдбел») Жанне Кулаковой.

Для тех, кто далек от экономики: разбираемся, к чему привязана ставка рефинансирования

Ставка рефинансирования показывает стоимость денег в экономике, к этой ставке привязаны ставки по вкладам и кредитам. Банк дает деньги в долг потребителям не бесплатно, а по какой-либо цене. И эта цена как раз зависит от ставки рефинансирования. Понятно, что она должна плясать от инфляции, так как именно инфляция показывает, насколько у нас обесцениваются деньги за год. Соответственно, их цена (или ставка рефинансирования) не может быть ниже инфляции. Она должна быть выше нее. Как у нас это, в принципе, и происходит.

Почему снижение ставки рефинансирования – это хорошо

Это безусловно важная новость. Во-первых, снижение ставки рефинансирования можно расценивать как потенциал для снижения ставок по кредитам и вкладам – то, что важно обычным людям. Во-вторых, это говорит о том, что Нацбанк, по всей вероятности, ожидает, что инфляция будет оставаться достаточно низкой. То есть не будут быстро расти цены, что тоже немаловажно на обычном потребительском уровне. В целом снижение ставки рефинансирования говорит об уверенности Нацбанка в том, что на финансовом рынке в Беларуси все в порядке.

Если говорить исключительно о ставке, предпосылки для ее снижения действительно были. Это решение не стало большим сюрпризом для экономического сообщества страны. Нацбанк давно говорил о том, что 20 июня проведет заседание, где будет рассматриваться вопрос процентной ставки, и ее снижение – вполне реальный сценарий.

Важно: по итогам мая инфляция в годовом выражении обновила рекорд, снизившись до 4,4%. Но в целом в первом полугодии инфляция колебалась от 4,4% и 5,4%. То есть нельзя сказать, что инфляция постоянно падает – наоборот, не исключено, что во втором полугодии она немного вырастет, но, скорее всего, останется около 5%. Думаю, на решение Нацбанка о снижении ставки рефинансирования повлиял в том числе и майский рекорд по уровню инфляции. Внешние экономические условия также важны, но они не оказывают прямого влияния на инфляцию. Скорее, они играют роль для валютного рынка, курсов валют, от которых может зависеть инфляция. Цены на импортные товары зависят от того, какой в стране курс доллара и евро.

Что касается инфляции, здесь нужно отдать должное Нацбанку, это заслуга его сотрудников, а не каких-либо внешних факторов. Они, используя целый ряд инструментов, сделали так, что цены у нас растут очень медленными темпами по сравнению с тем, как это было раньше.

Сахар и гречка не вырастут в цене, их можно не закупать мешками?

С сахаром интересный момент. По сути это товар, цены на который подвержены административному влиянию. Недавно было история про то, как на законодательном уровне ввели ограничения для цен на импортный сахар. Для того, чтобы поддержать отечественных производителей, запретили продавать российский сахар дешевле определенной цены. К слову, административные факторы сильно влияют на инфляцию. Озвученная выше цифра – 4,4% – это инфляция по всем товарам. Последние делятся на несколько видов: продовольственные, непродовольственные и так далее. Есть группы товаров и услуг, цены на которые устанавливаются административно, и именно они показывают наиболее высокий темп роста цен. То есть если у нас средняя инфляция примерно 5% в целом, в группе административно-регулируемых товаров она почти в два раза выше. Это связано в основном с ЖКХ, но и других товаров и услуг тоже может касаться. Административный рычаг может вносить некоторые сюрпризы, но в целом затариваться продовольственным товарами, ожидая, что на них резко увеличатся цены, точно не стоит.

И чем мы рискуем?

Снижение процентной ставки, если говорить о негативной стороне вопроса, может подстегивать инфляцию. То есть снижается ставка, вместе с ней снижаются ставки по кредитам, люди начинают активнее покупать товары в кредит – растет внутренний спрос на товар и услуги. Последний, в свою очередь, в определенный момент может стимулировать рост цен. Но если подобное действительно произойдет, Национальный банк примет меры. Например, снова повысит ставку рефинансирования, либо введет какие-нибудь ограничения по кредитам.

Приведу пример, так как в принципе в стране нечто похожее уже происходит. Ставка рефинансирования снижается давно, в этом году майское снижение – уже второе. Но если мы посмотрим на динамику средних ставок по кредитам для физических лиц, увидим, что она немного выросла. С начала года кредиты в Беларуси подорожали примерно на полпроцента. Получается, ставка рефинансирования упала, а кредиты подорожали. Как такое возможно? Все очень просто, Нацбанк создал среду, в которой у банков сократилось количество свободных денег. Каждый банк со всех привлеченных вкладов делает отчисления в фонд обязательных резервов. Нацбанк еще в прошлом году повысил норматив отчислений, и из-за этого в  беларуской банковской системе стало меньше свободных денег. У некоторых банков даже случился дефицит денег. Соответственно, банкиры стали повышать ставки по кредитам и вкладам, чтобы с одной стороны привлечь побольше депозитов, а с другой – сократить спрос на кредиты. Иными словами, деньги подорожали. Еще один фактор, повлиявший на рост ставок – взрывной спрос на кредиты.

Благодаря таким мерам снижаются инфляционные риски. То есть можно сколько угодно рассуждать про риски, которые могут возникнуть из-за снижения процентной ставки, инфляционное давление и так далее, но Нацбанк в любом случае все это видит и принимает меры, чтобы этого не допустить. Наше экономическое положение сейчас действительно улучшилось, на финансовым рынке все неплохо. Но дальнейшее снижение ставки рефинансирования было бы чревато последствиями, если бы продолжали быстро падать ставки по кредитам. То есть все как бы хорошо, потому что в стране есть предусмотрительный Нацбанк.

Что имел в виду экономист

Снижение ставки рефинансирования – определенно хорошая новость, так как благодаря ей, в теории, мы с вами сможем брать кредиты дешевле и при этом не бояться, что примитивные беларуские товары типа соли и сахара снова поднимутся в цене. Но не все так тривиально: на деле кредиты совсем не обязательно подешевеют, потому что Нацбанк еще до снижения ставки урегулировал этот вопрос и принял необходимые меры. Зачем тогда все это? Наверное, чтобы продемонстрировать нам с вами и лично властям, что в экономике страны все спокойно и стабильно. 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме